История одного шута

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » История одного шута » История » История


История

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Вступление
Добро пожаловать, странник, в книгу о государстве Таэрос. Сейчас я расскажу тебе о том, кто здесь живёт и какие события были до твоего прихода. Садись поудобнее и слушай.

Таэрос
Таэрос это мир меча и магии, огня и мира. Здесь живут и мифические эльфы и обычные люди, то воюя, то сосуществуя в мире и гармонии... Раньше в Таэросе был КОРОЛЬ, но его министр жаждал власти и, подкупив Архимага, стёр память Короля, превратив его в бродячего шута-скомороха. Народу было объявлено, что "Король умер, да здравствует Король!"... А Шут, которого так и прозвали - Шут Горохович - начал своё странствие по миру.

0

2

География Таэроса
Всего в Таэросе есть 7 различных провинций - Раель, Кеолинь, Хассон, Меролион, Неверон, Киель и Гориеон. Столица государства - Нозервинд - не принадлежит ни к одной из провинций и считается независимой единицей. Каждая из провинций отдана во владение одному из народов страны: горный Раель был подарен Ангелам, болотистый Кеолинь - оборотням, пустынный Хассон - гномам (не удивляйтесь - в глубинах Хассона очень много полезных ископаемых) и оркам (которые кочевали по поверхности), равнины Меролиона были отданы хоббитам (или половинчикам), леса Неверона были под защитой эльфов,  Киель - горы со множеством пещер - выбрали себе демоны, а солнечный Гориеон был оставлен людям.
Всего в стране 13 крупных городов. Это Рай - Столица Раеля, Кеар - столица Кеолиня, Мордераль - город гномов, Корконон - город орков, Моркор - столица Хассона, Неогиль - столица Меролиона, Тинуэль - город "светлых" эльфов, Невиэль - город "тёмных" эльфов, Гариэоль - столица Неверона, Хаз Мориан - столица Киеля, Шаэрон - город-порт в Гориеоне, Заир - столица Гориеона и Нозервинд - столица всей страны.

0

3

Гномы, дварфы, цверги

"В низшей мифологии народов Европы маленькие антропоморфные существа, обитающие под землей, в горах и в лесу. Ростом они с ребенка или с палец, но наделены сверхъестественной силой; носят длинные бороды, иногда наделяются козлиными ногами или гусиными лапами." (2)

"...тверды, как камень, упрямы, крепки в дружбе и вражде и более стойко переносят тяготы изнурительного труда, голод и телесные раны, чем все прочие, обладающие речью народы. ...живут долго, намного дольше, чем дано жить людям — но не вечно.

Они будут копаться в земле — и не замечать того, что растет и живет на ней.

В былые времена Эльфы Средиземья считали, что умершие гномы обращаются в землю и камень, из которых они созданы, но сами гномы в это не верят." (24)

"...слишком неподатливы и упрямы, чтобы их можно было покорить; они не терпели над собой чужой власти, и трудно было проникнуть в их сердца..." (28)

"...были немногочислены и медленно размножались... Вспыльчивы, алчны, упрямы..." (29)

"...носят одежды сумрачных и темных цветов и показываются только ночью; сами они, несмотря на свой детский рост, стары и безобразны: сморщенное лицо, большой нос, блестящие глаза, несоразмерные части тела, на спине горб...

...обитают в диких неприступных пещерах, в глубоких ущельях гор и в великанских холмах...

...как горные духи, жители подземелий, неосвещенных солнцем, цверги имеют истощенные мертвенные лица, подобные тем, какие бывают у покойников."

Эхо, "по древне-скандинавскому выражению, есть отклик цвергов...

...знают дорогу, ведущую к источникам живой воды.

С удалением цвергов (зимою или во время засухи) хлеб не родится; но где только покажутся они, согреют землю жилы — там почва становится уражайной..." (9)

"Гномы более древние, чем их название; оно — греческое, но греческие классики его не знали, ибо возникло оно в XVI веке. Этимологи приписывают его изобретение швейцарскому алхимику Парацельсу, в чьих трудах оно появляется впервые. Гномы — духи земли и гор. Народная фантазия представляет их в виде бородатых карликов с грубыми и смешными чертами лица; одеты они в узкие коричневые кафтанчики и монашеские капюшоны. Подобно грифам эллинских и восточных поверий и германским драконам, их обязанность — охранять потаенные сокровища.

"Гносис" на греческом — "знание"; есть гипотеза, что Парацельс изобрел слово "гном", потому что гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов." (1)

По скандинавской мифологии гномы, как и эльфы, были созданы из червей:

"Как-то раз, роясь в земле в поисках железной руды, Один, Вили Ве нашли в ней червей... Глядя на эти неуклюжие существа, боги невольно задумались.

— Что нам с ними делать, братья? — произнес наконец Ве. — Мы уже населили весь мир, и эти черви никому не нужны. Может быть, их надо просто уничтожить?

— Ты ошибаешься, — возразил Один. — Мы населили только поверхность земли, но забыли про ее недра. Давайте лучше сделаем из них маленьких человечков-гномов или черных эльфов и дадим им во владение подземное царство, которое будет называться Свартальфахейм, то есть Страна черных эльфов.

— А если им надоест там жить и они захотят подняться наверх, к солнцу? — спросил Вили.

— Не бойся, брат, — ответил Один. — Я сделаю так, чтобы солнечные лучи превращали их в камень. Тогда им придется всегда жить только под землей.

— Я согласен с тобой, — сказал Ве. — Но мы забыли не только про недра - мы забыли про воздух. Давайте превратим одних из этих червей в черных эльфов, или гномов, как сказал Один, а других — в светлых эльфов и поселим их в воздухе между землей и Асгардом, в Льёсальфахейме, или в Стране Светлых эльфов.

Остальные боги согласились с ним. Так появились в мире эльфы и гномы и две новые страны: Свартальфахейм и Льёсальфахейм.

Черные эльфы, которых обычно называют гномами, вскоре стали искуснейшими мастерами. Никто лучше их не умел обрабатывать драгоценные камни и металлы, и... сами боги нередко обращались к ним за помощью.

В то время, как их собратья работали в недрах земли, светлые эльфы трудились на ее поверхности. Они научились выращивать самые красивые и ароматные цветы и с тех пор каждый год покрывают ими землю, чтобы она была еще лучше и еще прекраснее." (27)

Как правило, в fantasy гномий народ поделен на племена со своими характерными отличительными признаками (гномы-механики, горные гномы, гномы холмов, овражные гномы и др.).
Ахоры (Овражные гномы)

"Овражные гномы — или ахоры, как их еще называли, — были воистину жалкими существами. Они составляли низшую касту в иерархии гномских племен; они жили по всей стране, ютясь в нищете и грязи, заселяя места, покинутые всеми остальными живыми существами — даже животными. Как все гномы, они жили кланами; иногда несколько кланов селилось сообща, подчиняясь каждый своему вождю, либо одному наиболее могущественному. Мужчины и женщины были одинаково уродливы и оборваны; женщины отличались разве что отсутствием бороденок да юбками по колено длиной.

Впрочем, несмотря на крайнюю нищету, овражные гномы не знали уныния."

"...коренастые низкорослые фигурки."

"Овражные гномы — как и большинство гномских народов вообще — вряд ли склонны хранить верность кому-либо, кроме своего собственного вождя."

"Умишко у них, чего уж там, куцый, но зато они великолепно помнят все, что когда-либо видели или слышали. Вся штука в том, чтобы вытрясти из них вразумительные сведения..."

Гениальные математические способности ахоров обычно ограничиваются числом "2":

"— Один, — сказал он и показал палец. — И один. И один. И один. — Растопырил четыре пальца и торжествующе заявил: — Два!" (6)

Источники:

Хорхе Луис Борхес "Книга вымышленных существ" (1)
Мифологический словарь — М.:"Советская энциклопедия", 1990 (2)
"Dragon Lance" (сага I) (6)
А.Н.Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу" — М.: "Современный писатель", 1995 (9)
Джон Рональд Руэл Толкиен "Сильмариллион" (24)
"Скандинавские сказания" — М., 1988 (27)
Джон Рональд Руэл Толкиен "Повесть о кольцах власти и о третьей эпохе" (28)
Энциклопедия "Властелина колец" (29)

0

4

Демон

"В греческой религии и мифологии воплощение обобщенного представления о неопределенной бесформенной божественной силе, злой или благостной, определяющей судьбу человека. Произведя внезапно, без всякой причины, некое действие, он бесследно исчезает. Демонами называются также низшие божества, посредники между богом и людьми. По Гесиоду, поколение "золотого века" превратилось в благостных демонов. В римской мифологии демону соответствует гений.

В христианских представлениях демоны связаны исключительно со злой силой. В мифологиях других народов демонами называют низших по отношению к богам сверхъестественных персонажей, злых духов.

Демоном в представлениях христианских народов Европы часто называют падшего ангела, восставшего против Бога." (47)

Источники:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия© 2002 (47)

0

5

Оборотень

"Иные тела дьявол подменяет, и, пока они отсутствуют или спрятаны где-нибудь в тайном месте, сам овладевает телом спящего волка, образовываясь из воздуха, и, окутав его, производит те действия, которые, как полагают люди, совершаются отсутствующей зловредной ведьмой, которая выглядит спящей".

Франческо-Мария Гваццо "Compendium Maleficarum" (1626 г.)

"Человек, способный превращаться в некоторых животных, обычно — в опасных хищников. Наиболее распространенными в легендах оборотнями являются вервольфы (те, кто превратился в волков) и кицунэ (в лисицу). Хотя в легендах и сказках упоминается умение людей превращаться и в других животных (мышей, лебедей, гусей, рыб...)" (16), "например — тигра (Индия), леопарда, гиены (Африка) или ягуара (Южная Америка)." (144) Также "здесь можно вспомнить многообразие японских оборотней (хэнгэёкай): енотовидные собаки (тануки), кошки (нэко), собаки (ину), обезьяны (сару), журавли (цуру), крысы (нэдзуми), пауки (кумо), карпы (кой) и прочие животные, почитаемые за свои выдающиеся способности." (144)

Источники:

Голубев Максим "Энциклопедия чудес, загадок и тайн" (16)
Бестиарий: Вервольфы, перевертыши, волколаки // "Мир фантастики", №8; апрель 2004 (144)

0

6

Орки (англ. в ед.ч.: Ork, Orc)

"Отвратное существо, разновидность гоблина. Придумка (неологизм) Дж.P.P.Толкина. В романе "Хоббит" автор еще пользуется традиционным и укоренившимся в мифологии названием "гоблин", однако в "Трилогии Кольца" мы уже видим почти исключительно орков." (49)

"В английском языке слово "орк" имеет два варианта написания: в большинстве произведений Толкин, как правило, за редкими исключениями употребляет форму Orc, в поздних текстах (с конца 1960-х гг.) он планомерно изменяет ее на Ork (125: HoME-10, Part five, X). В большинстве случаев это слово пишется с прописной буквы, но иногда встречается форма со строчной буквой." (123)

"Орки и другие персонажи, обозначаемые этимологически или фонетически близкими словами, присутствуют во многих произведениях европейской литературы [OED, Orc, ork], но поиск параллелей между ними и толкиновскими орками, хотя и представляет определенный интерес, рискует превратиться в "перебирание бычьих костей, из которых сварен суп". Говоря о проблеме прототипов персонажей книг Толкина, Т.Шиппи заметил: "количество найденных и использованных им культурных соответствий было для него не так важно; по-видимому, наибольшее значение Толкин придавал отдельным поэмам, сказкам, фразам, образам, уделяя именно им больше всего внимания и используя их в качестве точек кристаллизации при описании целых рас и племен" (129). И, хотя, по мнению Т.Шиппи, "пытаться идентифицировать, что именно легло в основу того или иного образа, было бы чистой спекуляцией" (129), в случае орков нам известно о таких "точках кристаллизации" от самого писателя. Поэтому мы не станем говорить об орках литературных произведений XVI-XVII вв., об Орке из пророческих книг У.Блейка и др., поскольку по утверждению самого Толкина, источником данного термина для него явилось древнеанглийское слово orc, соответствующее значениям "турс (огр)", "демон ада" (131). Во фрагментах на древнеанглийском языке Толкин использует эту же форму написания (125: HoME-04, VI). Характерно, что в наиболее ранних вариантах квэньи термин "орк" (Ork (orq-)) расшифровывался именно как "чудовище", "огр", "демон" (132). Полагают, что это слово происходит от латинского Orcus — Орк Диспатер, одно из древнеримских божеств смерти и подземного мира (125: HoME-11, Part Four). Оно присутствует в некоторых древнеанглийских текстах в составных словах orcnúas(???) (демоны-мертвецы) и orcÞyrs (орктурсы — орки-гиганты, племя демонов-великанов) (129). В Беовульфе орки наряду с ётунами и эльфами названы в числе потомков Каина и врагов рода людского (133)." (123)

"Если отбросить — а отбросить необходимо — похожесть слов "орк" и "огр", то получается цитата из "Беовульфа": "Eotenas, and Ylfe and Orcneas". Эти названия с легкостью выведены из нордических саг и "Эдды" — "Eotenas" — это йотуны, гиганты из Ятунгейма. "Ylfe" — несомненно, эльбы из Альфгейма, то есть эльфы. А вот на базе "orcneas" Толкин создал орков — мерзопакостное племя урук-хаев (уруков)..." (49)

"Именно эти демонические существа в значительной степени послужили прототипами орков в книгах Толкина. Предположение же о происхождении термина "орк" от наименования хищного кита косатки (Orcinus orca) Толкин категорически отвергал (129: Hobbit, Foreword).

Впервые орки появились уже в самых ранних из известных текстов Толкина, относящихся к группе "Утраченных Сказаний" (1914-1917 гг.). Практически с момента возникновения их образ находился в тесном взаимодействии с образом гоблинов. Чаще всего эти два термина употребляются как синонимы, например, в словаре голдогрина (языка гномов-нолдоли) слово "гонг" объясняется как "один из племени орков, гоблин" (125: HoME-01, X). Однако в ряде фрагментов эти существа предстают как совершенно различные группы персонажей. Так, упоминается об "орках и горных гоблинах" (125: HoME-02, I), об "орках и бродячих гоблинах" (125: HoME-02, IV). Из иных же фрагментов можно понять, что это родственные существа — либо гоблины являются частью народа орков: "это гоблины Мэлько, горные орки" (125: HoME-02, III), либо наоборот. Можно также заключить, что орки, хотя и были родственны гоблинам, мыслились писателем более опасными созданиями, об этом свидетельствует фрагмент описания орков: "они также могут быть названы гоблинами, но в древние дни они были сильными, жестокими и свирепыми" (125: HoME-04, III; HoME-05, Part Two, VI).

Таким образом, сближение смыслов терминов "гоблин" и "орк" в текстах Толкина наметилось весьма рано, позднее писатель даже неоднократно объяснял, что слово "гоблин" в его произведениях является всего лишь приблизительным переводом термина "орк" на английский язык:

""орк" – не английское слово. Оно встречается в одном-двух местах, но обычно переводится как "гоблин" (или "хобгоблин" для тех, что покрупнее)"

Hobbit, Foreword (20)

"слова "elf", "gnome", "goblin", "dwarf" — это лишь приблизительный перевод древнеэльфийских наименований существ, которые не вполне соответствуют этим терминам по своим качествам и функциям"

Letters, №25

"в книге "Хоббит" я перевел его всюду (кроме одного места) как "гоблин", но вообще-то это название [...] плохо подходит"

A Tolkien Compass: Guide to the names in LotR (131)

Однако это сближение часто нарушалось, поскольку употребление терминов "орк" и "гоблин", явно отличное от синонимичного, эпизодически встречается не только в ранних, но и в поздних текстах. Например, в "Хоббите":

"даже крупные гоблины, горные орки"

Hobbit, 5 (20)

"там полным-полно гоблинов, хобгоблинов и орков"

Hobbit, 7 (20)

И даже в черновиках, написанных Толкином в последние годы жизни: "орки и гоблины имели собственные наречия" (125: HoME-12, Part one, II).

Важную роль в формировании образа орков сыграла работа Толкина над "Хоббитом" (ок. 1930 г.), который достаточно долго не рассматривался им как часть исторического полотна легенд об Арде, но лишь как вполне самостоятельная, изолированная детская сказка (Letters, №257). Только постепенно произошло глубокое взаимопроникновение этого произведения и легендариума Арды, объединившее их и вылившееся в грандиозную эпопею — "Властелин колец" (124). Гоблины из "Хоббита", развивавшиеся независимо от орков и гоблинов легендариума, в конце концов слились с ними в единое целое, обогатив суммарный образ многочисленными подробностями, без которых этих существ уже невозможно себе представить. Влияние это отнюдь не было односторонним, в итоге орки Толкина ушли в своем развитии от прототипов гоблинов весьма далеко, о чем можно судить по словам писателя:

"орки во "Властелине Колец" и в "Сильмариллионе", обладают, конечно, и традиционными для гоблинов чертами, но, вообще говоря, у них другое происхождение, иная роль, и они иным образом связаны с эльфами"

A Tolkien Compass: Guide to the names in LotR (131)

"лично я предпочитаю слово "орки" — ведь у меня и правда выведены орки, а никакие не гоблины"

Letters, №151

Объясняется такое предпочтение лингвистическими причинами. Толкин придерживался принципа "хорошая литература начинается с правильных слов" и старался по возможности избавляться от тех терминов и форм, которые ему по тем или иным причинам не нравились (elfin, dwarfish, fairy, gnome) (129). Так же он постарался избавиться и от слова "гоблин", имеющего сравнительно недавнее происхождение, заменив его древнеанглийским "орк" (130). Так мы и будем называть их ниже.

Еще одним важным фактором эволюции образа орков стало развитие метафизической картины мира Арды, в частности, метафизики зла. В ранних текстах Толкина Мэлькор в некотором отношении подобен древнегерманскому богу Локи. Тщеславный и завистливый, хитрый и коварный он, равно как и прочие боги-валар, мог иметь детей, а также сотворять разумные живые существа. И согласно наиболее ранним текстам, орки являлись порождениями Мэлькора (125: HoME-02, I), создаными им "из подземного раскаленного ила", и имели "гранитные сердца" (125: HoME-02, III). Несколько позже о них говорится, что они были сделаны "из камня, а их сердца из ненависти" (125: HoME-04, III; HoME-05, Part Two, VI), при этом время их создания относилось к периоду, наступившему непосредственно после уничтожения Светилен валар, и предшествовало появлению эльфов (125: HoME-04, II). Однако довольно быстро Толкин пришел к мысли, что орки появились лишь только после того, как Мэлькор увидел эльфов, и были созданы им "в насмешку над Детьми Илуватара" (125: HoME-05, Part Two, VI).

Со временем, особенно после публикации "Властелина колец" и переписки с некоторыми из читателей, на мифотворчество Толкина все большее и большее влияние стало оказывать его католическое мировоззрение, Кристофер Толкин замечает: "мне кажется, что переписка, последовавшая за публикацией "Властелина Колец", сыграла важную роль в пересмотре "образов и событий" мифологии" (125: HoME-10, Part Five, VII). Чувствуя высокую ответственность за свое Малое Творение, Толкин постепенно изменял его метафизические основы, стараясь сгладить наиболее острые моменты, которые могли бы вступить в противоречие с христианскими представлениями о мироздании. Так, валар перестали именоваться богами, приблизившись, скорее, к категории ангелов, а об их способности к рождению детей более не упоминалось (исключение — майа Мэлиан, имевшая дочь Лутиэн). Кроме того, одним из центральных принципов метафизики Арды стало положение об абсолютной неспособности зла к творению: "со времен своего бунта в Айнулиндалэ, до начала времен, Мэлькор не мог создать ничего, что обладало бы собственной жизнью или хотя бы ее подобием" (125: HoME-10, Part Two); (24: Quenta Silmarillion, 3). Более, из истории появления дварфов видно, что создание полноценных независимых и разумных существ даже кем-либо из валар стало возможным лишь с благословения Эру; в то же время, все уже созданные тексты Толкина описывали орков как независимых и разумных созданий, во всем подобных представителям прочих гуманоидных народов Арды. Эти изменения неизбежно произвели переворот в понимании сущности орков и их происхождения. В обновленной концепции эти существа не были созданы Мэлькором de novo, а являлись потомками тех эльфов, "которые попали в лапы Мэлькора, были ввергнуты им в узилище и там постепенно при помощи жестоких и злых чар искажены и порабощены" (125: HoME-10, Part Two). Мысль о том, что орки имеют некоторое отнешение к эльфам, мельком появлялась у Толкина и ранее — еще в первых текстах говорится: "иные нолдоли обратились ко злу Мэлько и смешались с этими орками" (125: HoME-02, III). Но теперь эльфы объявлялись единственными предками орков. При этом сохранилась идея о том, что орки были выведены Мэлькором в подражание и в насмешку над детьми Эру.

Хотя данная гипотеза является наиболее непротиворечивой из имеющихся, она тяготила Толкина, об этом можно судить по пометке на полях указанной рукописи: "Изменить это. Орки не эльфийского происхождения" (125: HoME-10, Part Two). Никакого изменения так и не было сделано, вследствие чего фраза о создании орков из захваченных эльфов практически без изменений вошла в Сильмариллион (24: Quenta Silmarillion, 3), но все же писатель активно искал альтернативные варианты происхождения орков. В одном из них предполагается, что "орки суть животные" (125: HoME-10, Part Five, VIII):

"орки были животными в гуманоидном облике (в насмешку над людьми и эльфами), преднамеренно приближенном к подобию людей. Их речь на самом деле была прокручиванием "записей", вложенных Мэлькором [...] по большей части звукоподражательной (как у попугаев)."

History of Middle-earth (125: HoME-10, Part Five, VIII)

Увы, такая гипотеза никак не могла бы быть согласована с опубликованными произведениями писателя, такими как "Хоббит" и "Властелин колец", в которых орки представлены полноценными и несомненно разумными существами, но Толкин, тем не менее, пытался каким-то образом использовать ее. Признав, что "наличие в орках эльфийской крови остается очень возможным", он предположил, что "их могли скрещивать с животными (без потомства!), а позднее с людьми." (125: HoME-10, Part Five, VIII).

Последнее замечание было развито в виде еще одной гипотезы, в которой предполагалось, что орки, может быть, были выведены из людей, возможно, из друэдайн. Об этом говорится, например, в одном из текстов группы "Неоконченных сказаний" (134: UT, Part Four, I). Однако, эта гипотеза, как сознавал и сам атор, "сталкивается с хронологическими трудностями" (125: HoME-10, Part Five, X), ведь люди пробудились лишь с первым восходом солнца, т.е. значительно позднее появления орков, которые участвовали уже в Первой войне Бэлэрианда, задолго до убийства Мэлькором двух Дерев и его бегства из Валинора. Но Толкин считал, что такой взгляд на появление орков "все же остается самым вероятным. Он согласуется со всем, что известно о Мэлькоре и поведении орков — и людей" (125: HoME-10, Part Five, X). Для того чтобы устранить эти трудности писатель даже думал либо пересмотреть хронологию истории Арды и перенести пробуждение людей в более ранний период, незадолго до Великого Похода эльфов в Валинор, либо передать выполнение мэлькоровского плана по выведению орков из людей Саурону, который после пленения Мэлькора сумел скрыться от войск валар в Средиземье, восстановил Ангбанд и мог найти пробудившихся людей. Кристофер Толкин замечает, что "эта точка зрения отца может показаться окончательной [...] Но, как всегда, все не так просто" (125: HoME-10, Part Five, X). Дело в том, что в конце очерка, описывающего данную гипотезу, утверждается, что орков было много еще до пленения Мэлькора, что "опровергает его основную концепцию" (125: HoME-10, Part Five, X).

Еще одна версия о происхождении орков говорит о том, что среди них могли быть воплощенные майар, перешедшие на сторону Мэлькора:

"Мэлькор привлек на свою сторону множество духов — великих, как Саурон, и меньших, таких, как балроги. Самые слабые из них могли бы быть первобытными орками (более мощными и ужасными)"

History of Middle-earth (125: HoME-10, Part Five, VIII)

Такие майар могли выступать в роли вождей и доверенных слуг и соглядатаев Мэлькора (125: HoME-10, Part Five, IX), "вот почему рассказывают о Великих Орках или Орках-главарях, которых нельзя было убить, и они снова появлялись в битвах спустя срок, много превосходящий продолжительность жизни людей" (125: HoME-10, Part Five, X).

Как видно, Толкин много размышлял над проблемой происхождения этого загадочного народа и несколько раз резко менял свое мнение. Пришел ли он к однозначному выводу? Скорее, нет, чем да. Во всяком случае, Т.Шиппи утверждает, что "по вопросу о природе орков Толкин был очень близок к окончательному решению, но так и не смог прийти к нему. Может быть, в итоге он попросту устал?" и далее:

"Толкин видел проблему и собирал решение по частям. Однако он так и не закончил эту работу — возможно, потому, что это потребовало бы, если уж заботиться о последовательности, пересмотра всего написанного ранее"

Шиппи Т.А. "Дорога в Средьземелье", 7 (129)

Таким образом, как уже отмечено выше, центральное место в решении этой проблемы занимает гипотеза об эльфийском происхождении орков, именно она является наиболее обоснованной и непротиворечивой. Однако, хотя альтернативные гипотезы не привели к кардинальному изменению всего корпуса легенд об Арде, участие людей в происхождении некоторых орков все-таки получило отражение в тех текстах, которые повествуют об урук-хай Сарумана, о человекоорках и орколюдях.

Подводя итог..., можно заключить, что образ орков в произведениях Толкина ушел от орков Беовульфа почти так же далеко, как и от гоблинов Макдональда. Эти персонажи претерпели столь значительную трансформацию, что простое их отождествление с орками-демонами из древнеанглийских текстов было бы ошибкой. Сам Толкин отмечал, что между обозначающими их терминами имеет место лишь фонетическое созвучие (Letters, №144); (125: HoME-11, Part Four), и англичанин Эльфвине, называя в своих записях эти создания орками, отмечает, что делать это можно лишь вследствие того, что "в древние дни они были могучими и свирепыми как демоны. Но демонами они не были" (125: HoME-10, Part Two). Таким образом, орки мифологии Толкина имеют к древнеанглийским оркам приблизительно такое же отношение, какое последние имели к древнеримскому Орку. Однако в то же время, как отмечает Т.Шиппи, благодаря книгам Толкина "древнеанглийские понятия об эльфах, орках, энтах, ограх и воосах (???) были высвобождены и обрели приют в воображении читателя, присоединившись к куда более знакомым дварфам [...], троллям [...] и полностью вымышленным хоббитам" (129).

Источники:

Джон Рональд Руэл Толкиен "Хоббит" (20)
Джон Рональд Руэл Толкиен "Сильмариллион" (24)
Бестиарий А.Сапковского в переводе Е.Вайсброта (49)
Виноходов Д.О. "Гоблины. Орки." (123)
Карпентер Х. "Дж.Р.Р.Толкин: Биография" — М.: "ЭКСМО-Пресс", 2002 (124)
History of Middle-earth (HoME-I "The cottage of lost play"; X "Gilfanon’s tale") (125)
Шиппи Т.А. "Дорога в Средьземелье" — СПб: ООО Издательство "Лимбус-Пресс", 2003 (129)
Shippey T.A. "J.R.R.Tolkien: Author of the century" — London: HarperCollinsPublishers (130)
A Tolkien Compass: Guide to the names in LotR (131)
The Qenya Lexicon.// Parma Eldalamberon, №12, 1998 (132)
Beowulf (133)
Джон Рональд Руэл Толкиен "Неоконченные сказания" (134)

0

7

Эльфы (по книгам жанра fantasy)    
    
"Эльфы не умирают, пока жив мир, если не убиты или не истомлены скорбью; и годы не уносят их сил, просто некоторые устают от десятков тысячелетий жизни..." (24)

"Эльфам известно многое, они, как никто, подхватывают новости на лету и быстрее, чем падает водопад, узнают обо всем, что творится на земле.

...эльфы попадали в птичий глаз в полной темноте. " (20)

Эльфы спят "сложив на груди легкие руки, ...с открытыми глазами, в которых дремотные видения мешаются с ночной полуявью." (21)
Перворожденные (древние эльфы)

Древнейшие из эльфийских рас.

Живут в первозданных чащобах, в кронах древ. Создают несравнимые ни с чем магические предметы: знаменитые эльфийскиe клинки, кольчуги, щиты, кольца, амулеты...

Лесные эльфы (по книге Дж.Р.Р.Толкиена "Хоббит")

"Существа они были не злые, но с недоверием относились к чужим и всегда соблюдали крайнюю осторожность. Они были не так мудры, как высшие эльфы, но тоже умели искусно колдовать и были более коварны. Ведь большинство из них, в том числе их родственники с гор и холмов, происходили от древних племен, не посещавших славного Волшебного царства. А вот солнечные эльфы, морские эльфы и подземные эльфы жили и воспитывались в том царстве годами, становясь все прекраснее, мудрее и ученее, и потом, возвратившись в Большой Мир, свое колдовское искусство употребляли на сотворение невиданной красоты. Лесные эльфы иногда появлялись в сумерках, в промежутках между заходом солнца и восходом луны, но предпочитали ночь и звезды. Они бродили по густым лесам, каких в наше время совсем не осталось. Селились они на краю леса, откуда проще выезжать в поля на охоту, скакать верхом или просто бегать на просторе при лунном или звездном свете. После прихода людей они еще больше пристрастились к сумеркам и мраку. Но все-таки они оставались эльфами, а эльфы — Добрый Народ...

Жили они на земле и на деревьях, из всех деревьев больше любили буковые...

...гномов здесь не жаловали. В старину у эльфов даже случались войны с гномами, которых они обвиняли в краже эльфовских сокровищ. Справедливость требует сказать, что гномы объясняли это по-иному — они, мол, взяли то, что им принадлежало. Король эльфов когда-то заказал им драгоценные украшения, дав для этого золото и серебро, а потом отказался платить за работу. И тогда гномы, не получив платы, оставили украшения у себя. У могущественного короля эльфов и в самом деле была слабость — он был скуповат. Сокровищница его ломилась от золота, серебра и алмазов, но он хотел еще и еще, чтобы сравняться в богатстве с прежними властелинами эльфов. Его народ не добывал руду, не обрабатывал металлы и драгоценные камни, не торговал и не возделывал землю. Любой гном это знал.

...лесные эльфы не гоблины, и даже со злейшими врагами они обращались вполне сносно. Только к гигантским паукам были беспощадны.

Лесные эльфы, и в особенности их король, обожали вино..." (20)

Источники:

Хорхе Луис Борхес "Книга вымышленных существ" (1)
"Cкандинавская баллада" — Л.:"Hаyка",1978. "Баллада в Cкандинавии" М.И.Cтеблин-Каменского (18)
"Танелорн", Ростовский фэнтэзи-фэнзин, Выпуск N2, Март 1995 (19)
Джон Рональд Руэл Толкиен "Хоббит" (20)
Джон Рональд Руэл Толкиен "Властелин Колец. Братство Кольца" (21)
Джон Рональд Руэл Толкиен "Сильмариллион" (24)
Филипп Джозеф Фармер "Божественный промысел" (25)

Дроу (Drow, Draw, Драу), темные эльфы

"Сообщая об альвах (Alfar), то есть эльфах, "Snorra Edda" (младшая Эдда), поучает, что кроме Liosalfar, альвов светозарных, духов света, обитающих в Альфгейме (Alfheim), существуют еще Dockalfar или Svartalfar, альвы темные, либо черные, обитающие под землей и враждебные людям. Liosalfar, говорит Эдда, ярче солнца, Dockalfar же чернее смолы.

Эти злые черные альвы явно дали германским народам повод для заполнения мифологии и демонологии самыми различнейшими зловредными и вредоносными созданиями тьмы, обитающими под землей, ненавидящими свет и род человеческий — отсюда пошли кобольды, гоблины, тролли и им подобные переделки последующей антитезы светозарных ангелов в высотах и черных дьяволов в подземном аду.

Мифологии, в которых альвы или ши играли значащую роль, с незапамятных времен делили их на злых, доброжелательных и враждебных, на круг Сили и круг Ансили. Злую и хаотичную разновидность обычного эльфа в виде когерентной фигуры Злого альва создали лишь ролевые игры (RPG). По крайней мере так считалось до недавнего времени.

В бестиариях системы RPG наличествует мрачный (или черный) альв, носящий имя draw (драу) — чернокожий и беловолосый, обитающий в подземных сообществах и отличающийся хаотическим поведением. Некогда черные альвы были обычными эльфами, но в конфликте Сил выбрали Хаос и Зло, демонстрируя — делает реверанс Толкин — меньший норов, нежели Галадриэль — Побежденные драу ушли — буквально — в "подполье" — то бишь в подземелье, солнечного света не переносят, а светолюбивых существ ненавидят и пакостят им при каждой возможности.

Как сказано выше, фирмы, изготовляющие RPG, объявили драу своим изобретением — к тому же сделали это настолько серьезно, что даже запатентовали его. И тут же не замедлили прозвучать голоса, утверждающие, что для этого нет никаких оснований, драу — существо мифологическое, бытующее в народных демонологиях, так что патентовать его — все равно что требовать авторские права на гоблина, кобольда или тролля. Термином драу (draw) английские словари (те, что пополнее) называют подземное существо из шотландской демонологии, a trow или drow — подобное брауни существо с Шотландских островов.

Темные эльфы появились уже в "Сильмариллионе" Толкина (но там шла речь совсем не о подземных чудовищах чернее смолы). Недобрые (и буквально названные) svartalfar появляются на страницах "Фионаварского гобелена" Г.Г.Кэя, однако, вопреки названию, кожа у них зеленого цвета; Что же касается подробностей, то это область так называемых gaming related, особенно книг, действие которых разыгрывается в мире "Forgotten Realms". Одна из них авторства Элейны Каннингем даже называется "Daughter of the Drow"." (49)

В целом многочисленные и местами весьма разрозненные описания дроу в fantasy и RPG-монстрятниках (AD&D и другие) сводятся к следующему:

Дроу больше других отличаются от остальных эльфийских народов. Были вынуждены покинуть поверхность и поселиться в самых отдаленных участках подземного царства, и в сравнении с другими эльфийскими племенами, не очень-то жалуют гостей.

Привычны ко тьме, но не смотря на обитание под землей, случается, что выходят и на поверхность.

В добыче руд могут на равных тягаться с гномами. Также считаются отличными воинами, излюбленное их оружие — кинжалы (что, по-видимому, связано с затруднением фехтования длинным оружием в замкнутом пространстве подземных коридоров).

Источники:

Бестиарий А.Сапковского в переводе Е.Вайсброта (49)

0

8

Ангелы

  *Девять ангельских чинов
(иерархия небесного воинства)
        И греческие, и еврейские слова выражающие понятие "ангел", означают "вестник". Ангелы часто выполняли эту роль в текстах Библии, однако авторы ее нередко придают этому термину и другой смысл.  Ангелы являются бестелесными помощниками Бога. Они появляются в виде  людей с крыльями и ореолом  света   вокруг головы. Обычно о них упоминается в  Еврейских, Христианских и Мусульманских религиозных текстах.   Ангелы имеют вид человека, «только с крыльями и одеты в белые одежды, : творил их Бог из камня»; ангелы и серафимы — женщины, херувимы — мужчины или дети) <Иваницкий, 1890>. 
  Добрые и злые ангелы, посланцы Бога или дьявола, сходятся в решающей битве, описанной в книге Откровения. Ангелы могут быть обычными людьми, пророками, вдохновляющими на благие свершения сверхъестественными носителями всякого рода вестей или наставниками и даже безличными силами, как ветры, облачные столбы или огонь, которые вели израильтян во время их исхода из Египта. Чуму и моровую язву называют злыми ангелами Св. Павел называет свою болезнь «вестник Сатаны». Многие другие явления, как вдохновение, внезапные побуждения, провидения, также приписываются ангелам. 
        Невидимые и бессмертные. Согласно учению церкви, ангелы — бесполые невидимые духи, бессмертные со дня их творения. Ангелов много, что вытекает из ветхозаветного описания Бога — «Господь воинства». Они образуют иерархию из ангелов и архангелов всего воинства небесного. Ранняя церковь четко разделила девять типов, или «чинов», ангелов.
      Ангелы служили посредниками между Богом и его народом. В Ветхом Завете говорится, что никто не мог увидеть Бога и остаться живым, поэтому непосредственное общение между Всемогущим и человеком часто изображается как общение с ангелом. Именно ангел не дал Аврааму принести в жертву Исаака. Моисей видел ангела в горящем кусте, хотя при этом слышался голос Бога. Ангел вел израильтян во время их исхода из Египта. Время от времени библейские ангелы выглядят совсем как смертные, пока не открывается их истинная сущность, подобно ангелам, которые пришли к Лоту перед ужасающим разрушением Содома и Гоморры. 
Безымянные духи. В Священном писании упоминаются и другие ангелы, например дух с огненным мечом, который преградил путь Адаму обратно в Эдем; херувим и серафим, изображенные в виде грозовых туч и молний, что напоминает о вере древних евреев в бога грозы; посланец Бога,который чудесным образом вызволил Петра из тюрьмы, кроме того, ангелы, которые явились Исаие в его видении небесного суда: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал». 
      Сонмы ангелов несколько раз появляются на страницах Библии. Так, хор ангелов возвестил рождение Христа. Архангел Михаил командовал многочисленным небесным воинством в битве с силами зла. Единственные ангелы в Ветхом и Новом Заветах, которые имеют собственные имена, — это Михаил и Гавриил, принесшие Марии весть о рождении Иисуса. Большинство ангелов отказывалось назвать себя, это отражало бытовавшее поверье, что раскрытие имени духа уменьшает его могущество.

0


Вы здесь » История одного шута » История » История